У тяжелого транспортного средства (особенно у тягачей) на скользкой дороге быстрее возникают проблемы, чем у легкового транспорта. Можно упомянуть два обстоятельства, которые усложняют движение тяжелых транспортных средств по скользкой дороге:

  • транспортные средства тяжелые, длинные и широкие;
  • некоторые дороги узкие, извилистые и крутые.

Крупные транспортные средства, разъезжаясь с другими транспортными средствами, зачастую должны двигаться у самого края дороги. Чтобы в таких случаях был сохранен правильный и стабильный курс, важно двигаться с соответствующей скоростью, иметь хорошие шины и тормоза.

Из-за поворотов и крутых подъемов вам в пути постоянно приходится выбирать соответствующую скорость и место, чтобы другие участники дорожного движения чувствовали себя в безопасности. Автомобилем всегда следует управлять так, как того требует сцепление с дорожным покрытием в каждом конкретном месте.


Скольжение полуприцепа

 

При управлении автопоездом чаще всего опасные ситуации возникают в связи с полуприцепом, и именно из-за него управление на скользкой дороге становится особенно сложным.

Опытный водитель-профессионал сразу же заметит, что автомобиль скользит. Скольжение полуприцепа не так легко заметить, но через некоторое время, посмотрев в зеркало заднего вида, увидите, что полуприцеп идёт боком. Поэтому важно каждый раз, тормозя на скользкой дороге, смотреть в зеркало заднего вида.

Когда длинное и тяжелое транспортное средство начинает скользить, создается серьезная ситуация, требующая большого внимания. Снова совладать с транспортным средством очень нелегко. Это может занять много времени и места на дороге. Помните, что лучше съехать на автопоезде в кювет, чем столкнуться с движущимся по встречной полосе транспортом.


Полуприцеп особенно скользит вследствие следующих причин:

 

  • при большой скорости;
  • на поворотах;
  • при торможении;
  • на сильно заснеженной дороге;
  • при не подходящих для зимнего движения шинах;
  • если колеса правой стороны съехали с дороги;
  • при неисправности антиблокировочной системы (АБС) тормозов.

Неправильное согласование тормозов автомобиль–полуприцеп, неверная укладка грузов и неровное дорожное покрытие – всё это может стать причиной скольжения как автомобиля, так и полуприцепа.

При управлении тягачом с полуприцепом очень важно обеспечить, чтобы полуприцеп хорошо двигался в седле и не мешал повороту тягача (для чего необходимо регулярно смазывать седло). Для того чтобы движение по скользкой дороге на тягаче было безопасным, необходимо заранее предусматривать возможные ситуации на дороге, правильно оценивать условия движения и состояние дороги. Также важно, чтобы транспортное средство было технически исправным. Серьезные несчастья при скольжении прицепа обычно происходят из-за того, что прицеп соскальзывает на полосу встречного движения. Водитель изображенного на фотографии автопоезда оказывается в сложном положении, так как прицеп скользит на полосу встречного движения. Эта ситуация может закончиться серьезным столкновением (смотреть рис. 1).

Движение по скользкой дороге

Скользкая дорога при спуске со склона

 

При спуске по длинному склону в зимний период более скользким дорожное полотно может быть внизу склона, а не в верхней его части.
Поэтому перед движением вниз со склона следует:

  • внимательно оценить условия движения;
  • решить, стоит ли надевать цепи;
  • решить, с какой скоростью двигаться;
  • позаботиться о СВОБОДНОЙ ДОРОГЕ!

Если используете цепи, следует принять во внимание и то, где уложен груз.

Из-за уложенного в передней части тяжелого груза и мощных вспомогательных тормозов, тормозящих только ведущие колеса, эти колеса могут начать скользить. Для того чтобы это не случилось, можете надеть цепи на ведущие колеса (смотреть рис. 2).

Если груз уложен в конце, могут начать скользить передние колеса, и с управлением автомобиля не удастся справиться. Для того чтобы избежать этого, в некоторых случаях требуется надеть цепи на правое переднее колесо. Такое особенно свойственно тягачам с полуприцепом и двухосным мостом.

Подъем двухосного моста за ведущую ось усложняет управление автомобилем на скользкой дороге (смотреть рис. 3)

Если вы движетесь по скользкой дороге, большую часть груза следует размещать в моторном транспортном средстве, поскольку это поможет уменьшить опасность того, что автопоезд начнет скользить, и образуются так называемые «ножницы», кроме того транспортное средство в таком случае будет меньше скользить.

Иногда для того чтобы избежать скольжения прицепа и обеспечить достаточную стабильность и торможение при спуске со склона, требуется надевать цепи на колеса прицепа (смотреть рис. 4).

При движении по скользкой дороге рабочая тормозная система дает лучший эффект торможения, чем вспомогательная тормозная система, поскольку вспомогательная тормозная система тормозит только ведомые колеса. Постоянно помните об опасностях, которые могут возникнуть в случае перегревания тормозов или прекращения их действия. Если вы пользуетесь цепями при движении вниз по склону, с целью усиления сцепления с дорожным покрытием обратите внимание на распределение груза.

 

ВАЖНО! Не поднимайтесь и не спускайтесь по склону, если видите, что там уже стоит другой застрявший автомобиль.

 

Безопасность при спуске с горы зависит от того, как вы подготовились ПЕРЕД началом спуска. Дорога может быть настолько скользкой, что лучше не начинать движение, пока она не будет посыпана.

Только низкая начальная скорость, а также правильное использование вспомогательных тормозов и передач поможет беречь тормоза, не позволит им перегреваться и перестать действовать.

Порядок установки универсальных цепей противоскольжения

Обратите внимание: существуют цепи противоскольжения разных типов!

 

1. Уложите цепи противоскольжения на землю. Убедитесь, что нет узлов и переплетений.

2. Расположить цепи противоскольжения на колесе так, чтобы замки на верхней боковой стороне цепи, находились в «свободном» положении. Закрепить сторону замка под ребром внешнего колеса и подать назад примерно на ¼ оборота колеса.

3. Сначала закрепить верхнюю боковую цепь.

4. Затем вручную уложить цепь на поверхности колеса, натягивая внешнюю боковую цепь. Затем закрепить замок внешней боковой цепи.

5. Потяните замок, закрепив натяжной ключ в цепи и повернув его под углом 90°, так, чтобы замок цепи оказался в натянутом положении.

6. Если вам нужно натянуть два звена, они должны находиться параллельно друг к другу. Расположение цепей противоскольжения автомобилей с ABS и ERS могут отличаться. Цепи необходимо надевать на колеса с датчиком ABS.

 

Положение цепей противоскольжения на автосоставе.

Внимание! Проехав 100-200 м, необходимо остановиться и повторно натягивать цепи.

Подъем на скользкий склон

Зимой перед подъемом в гору очень важно хорошо оценить дорожные условия, для того чтобы транспортное средство не остановилось на склоне с прокручивающимися на месте ведущими колесами.

Цепи противоскольжения следует надеть на колеса перед подъездом к склону. Надев цепи, надо проверить, хорошо ли затянуты колесные гайки.


Имеется несколько возможностей не допустить прокручивание ведущих колес при подъеме в гору:

  • использование цепей улучшает сцепление колес с дорожным покрытием;
  • сцепление с дорожным покрытием повышает рассыпанный на дороге песок;
  • сцепление с дорожным покрытием улучшает укладка груза над ведущими колесами.

Если дорога наклонная, всегда надевайте цепи, прежде всего на вышестоящее колесо, при этом не забудьте надеть на себя яркий жилет.

 

ВНИМАНИЕ! При остановке на скользкой дороге колеса бывают горячими. Не забудьте, что транспортное средство может начать скользить, несмотря на то, что тормоза включены!

 

Целенаправленно выбрав колею, можно избежать самых скользких мест дорожной полосы.

Двигаясь на наиболее высокой возможной скорости перед уклоном, на вершине склона требуется меньшая тяговая сила, и можно немного отпустить педаль акселератора. Выберите передачу, чтобы при подъеме в гору количество оборотов было относительно высокое, так как в том случае, если колеса начнут прокручиваться, вы сможете немного отпустить акселератор, и автомобиль снова начнет движение, до того как количество оборотов снизится до такого уровня, что придется включить более низкую передачу. Если у автомобиля многоосный мост, можно достичь большей нагрузки на оси, используя подъемник оси.

Своевременно перейдя на более низкую передачу (желательно на 2-ю), не понадобится менять передачу при подъеме в гору. При неправильном выборе передачи, возможно, придется остановиться, а из-за этого могут возникнуть еще более крупные проблемы. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач, возможно, придется во многих случаях, когда скользко, переходить на ручное управление коробкой передач.

Выбираемый водителем метод зависит от степени крутизны склона и от того, насколько узкая или извилистая дорога.

При использовании механизма блокировки дифференциала, в случае пробуксовки колес, из-за уклона дороги автомобиль может начать скользить в направлении края дороги. Поэтому старайтесь избежать пробуксовки колес, и будьте особенно внимательны на поворотах.

В случае сложных условий вождения, когда на ведомые колеса надеты цепи, особенно при подъеме на склон, механизм блокировки дифференциала необходимо включить в целях обеспечения наилучшего движения.

Если буксует одно из ведущих колес, можно с помощью механизма блокировки дифференциала заставить другое ведущее колесо тянуть автомобиль вперед. Включая его, ведущие колеса не должны двигаться или должны вращаться с одинаковой скоростью.


Территории/ площадки предприятий

Обычно на территориях предприятий бывает более скользко, чем на дорогах. Так уж бывает, что снег и лед на дорогах счищают быстрее, чем в местностях, где движение небольшое. Не удивляйтесь. Всегда будьте готовы к тому, что на автостоянке или на стоянках для отдыха может быть скользко, несмотря на то, что на дорогах снега не было.